Очень модно ругать погоду и особенно дорожные пробки. Иногда кажется,
что в большом городе нет никакой возможности избежать дорожных
затруднений, если отправиться в центр на автомобиле в будний день. Между
тем, с помощью специальных информационных сервисов дорожной навигации
все-таки есть шанс спланировать маршрут таким образом, что удастся если
не полностью объехать все возможные пробки, то, как минимум, существенно
снизить их влияние на скорость движения. Чтобы понять, как это все
работает, мы побывали в компании "Яндекс", где существует и развивается
аналитический центр "Яндекс.Пробки",
известный практически каждому автолюбителю в России. Он был основан в
июле 2008 года на базе Информационного агентства "Смилинк", которое
много лет до этого занималось сбором, обработкой и предоставлением
информации о пробках на дорогах страны.
Схема сбора данных
Информационный сервис "Яндекс.Пробки" предназначен не для корпоративных
клиентов, а для самых обычных пользователей. С его помощью им
предоставляется актуальная и точная информация о состоянии городской
дорожной сети, которая обновляется в режиме online. Обычно получаемые
системой данные считаются актуальными около 15 минут, а в часы пик,
когда пробки могут возникать очень быстро, это время уменьшается до 10
минут. В среднем же, на "Яндекс.Пробках" для разных городов России и
Украины обновление информации происходит каждые четыре минуты, таким
образом, на карте всегда представлена самая свежая информация о ситуации
на дорогах.
Яркий пример того, как меняется
загрузка столичных дорог в течение суток.
Число пользователей у системы значительно. Сервисом "Яндекс.Карты" через
интернет регулярно пользуются как минимум 1,5 млн человек, из них слой
"Пробки" активирует как минимум половина. Именно для них недавно был
создан даже специальный клуб
пользователей мобильными картами "Яндекса". Число абонентов, которые
работают с системой с помощью смартфонов и коммуникаторов, а также
некоторых моделей мобильных навигаторов со встроенными модемами для
сотовых сетей, немного меньше. Здесь речь идет о чуть больше 100 тыс.
пользователей большинство из них находится, конечно, в Москве и
Санкт-Петербурге, а также Киеве, Новосибирске и т.д. Но и это вполне
хороший показатель, все-таки для использования этого сервиса нужен не
только современный смартфон (часто - со встроенным GPS-приемником), но и
знания для инсталляции необходимого ПО на свое мобильное устройство. Ну
и, разумеется, еще необходим автомобиль - без него информация о пробках
в оперативном режиме вряд ли пригодится.
Центральное окно системы
"Яндекс.Карты" с включенным слоем "Пробки".
Как показывает практика, сервис, предоставляющий информацию о пробках,
имеет смысл только в мегаполисах и крупных городах с развитой дорожной
сетью. Если в городе есть лишь два-три места с постоянными
затруднениями, например, как мосты в Твери или Нижнем Новгороде, или
ситуация "здесь в город только одна дорога", то эффективность подобной
системы, конечно, будет невысокой. Однако сервис "Яндекс.Пробки" в
"боевом" режиме представлен в двенадцати городах, где его можно
посмотреть через "Яндекс.Карты" в виде специального слоя, и в тридцати
городах - в виде приложения для смартфонов. В России такими городами
являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар,
Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара,
Тула, Уфа и Челябинск. На Украине - Киев, Днепропетровск, Донецк,
Запорожье, Львов, Одесса и Харьков. Впрочем, этот список не
окончательный.
В системе со включенным слоем
"Пробки" всегда видна общая оценка загрузки дорог, и по каждой
магистрали можно получить среднюю скорость движения на каждом ее
участке.
Интересно, что мобильный вариант доступа (через ПО для мобильных
телефонов) всегда самый первый, и именно с него начинается освоение того
или иного региона для полноценного запуска сервиса информации о
дорожных пробках. Дело в том, что подобные программы-клиенты позволяют
абоненту отдавать в "Яндекс.Пробки" информацию о своем передвижении,
которая и является основой системы информирования о дорожных
затруднениях. Для формирования глобальной статистики же необходимо
время. Фактически, "Яндекс.Пробки" работает по принципу глобального
обмена - данные своего GPS-трекера абоненты "меняют" на общую картинку
по городу. С учетом того, что у системы нет никакой абонентской платы и
копия ПО раздается бесплатно, а надо платить только за трафик, это
вполне равноценный обмен.
Схема работы с данными, которые
поступают от пользователей с помощью GPS-трекеров.
Обычно этап набора пользователей для сбора оперативной информации (так
называемых треков) в новых регионах занимает до полугода. По прошествии
этого времени можно сказать, что сервис начинает получать более-менее
стабильные результаты на значительной выборке автомобилистов. Для
небольшого города с численностью населения порядка сотни тысяч жителей, в
каждый момент времени нужно не меньше нескольких сотен или даже тысяч
водителей с включенными терминалами, где присутствует копия клиентского
ПО, которая учитывает скорость и направление их движения. Для
мегаполисов, например, Москвы, минимальное число "поставщиков
информации" выше и составляет уже несколько десятков тысяч. Но в столице
такое количество активных пользователей уже есть.
Правда, кроме количества важно и качество этой аудитории. Например,
профессиональный водитель, который находится в постоянном движении, для
"Яндекс.Пробок" гораздо более важен, чем абонент, основная поездка
которого состоит из движения на работу и обратно, с заездом в торговые
центры. Эта информация, конечно, тоже полезна, но имеет ограниченную
ценность. В этой связи "Яндекс" развивает партнерские программы с
логистическими компаниями, службами такси, с компаниями по доставке
продуктов питания на дом, автопарк которых выполняет разнообразные и
постоянные задачи по доставке людей и грузов в крупных городах страны. В
настоящий момент у компании десятки таких проектов в разных регионах
страны. Данное сотрудничество чем-то похоже на работу с частниками -
"Яндекс" получает треки от автотранспорта через диспетчерские службы
компаний, а диспетчеры получают актуальную информацию о пробках и могут
учитывать ситуацию на дорогах при построении оптимальных маршрутов.
Ценность треков состоит в том, что маршруты у водителей обычно весьма
разнообразны, и на линии каждый день находится как минимум несколько
десятков машин. Причем оборудование у компаний в этих проектах свое
(могут быть как GPS, так и ГЛОНАСС-навигаторы, на качество измерений это
не влияет), обмен происходит только данными. А вот сотрудничество с
маршрутным городским автотранспортом менее интересно, поскольку
позволяет охватить далеко не все улицы и требует сложных поправочных
коэффициентов, поскольку автобусы и троллейбусы двигаются с небольшой
скоростью и регулярно останавливаются на остановках для посадки и
высадки пассажиров. Кроме того, обычно они неповоротливы и "застревают" в
пробках там, где вполне спокойно может пройти легковой автомобиль.
Впрочем, с маршрутными такси (небольшие микроавтобусы на 13-25 человек)
сотрудничество вполне перспективно - у "Яндекс.Пробок" подобный проект
есть в Екатеринбурге. Также не всегда подходят данные, которые можно
получить с навигаторов, установленных на транспорт коммунальных служб,
ведь они работают по расписанию и двигаются с небольшой скоростью,
порядка 5-20 км/час. Не подходят и машины "скорой помощи", поскольку их
средняя скорость движения обычно выше потока и не отражает ситуацию на
дорогах. Хотя, наверное, специальный сервис для обладателей "мигалок"
пользовался бы ограниченной популярностью.
Камеры, доступные для наблюдения за
дорожной ситуацией с пользовательских компьютеров.
Схема работы с данными, которые
поступают с видеокамер.
Немаловажными являются и другие источники получения информации. Еще с
того момента, когда сбором данных для "Яндекс.Пробок" занимались в
"Смилинк" (впоследствии компания была приобретена "Яндексом"),
неторопливо, но все-таки развивается система видеокамер, которые в той
же Москве устанавливаются на перекрестках, рядом с крупными
транспортными магистралями и на пересечении радиальных трасс и МКАД.
Раньше их трансляция была доступна только операторам сервиса, теперь же -
всем желающим. Обычно подобные камеры ставят "кустами", подключая в
одной точке несколько разнонаправленных устройств или одно поворотное,
которое поочередно "смотрит" в разных направлениях. Сейчас активных
камер в сервисе "Яндекс.Пробки" уже около ста, из которых 80 запущены на
"боевое дежурство", а еще порядка двадцати находятся в процессе
тестовых испытаний.
В каждой точке наблюдения используют
несколько разнонаправленных устройств или одно поворотное.
Конечно, картинка с них далеко не всегда идеальна. Например, в снегопад,
да еще при сильном ветре, многие из них банально "слепнут", поскольку
располагаются на высотных зданиях и бывают завалены снегом (не спасает
никакой подогрев стекла во всепогодном кожухе). Но в остальное время это
вполне качественное средство объективного контроля. Развивается сеть
подобных камер по двум основным направлениям - как собственными силами,
так и с помощью партнеров (например, компании "Акадо"). Поскольку
видеоконтент обычно "тяжелый", то все камеры подключены по фиксированным
линиям связи ("беспроводка" от ArtCommunications по preWiMAX
используется только на нескольких объектов, находящихся за МКАД). Данные
поступают на специальный видеосервер, где обрабатываются и выдаются как
операторам системы для визуального контроля, так и пользователям - в
плане общей информации. А вот к камерам ГИБДД, которых в городе куда как
больше, ни у одной коммерческой компании доступа нет, хотя у органов
власти в столице есть несколько дублирующих систем наблюдения с тысячами
камер.
Часто камер из проекта
"Акадо.Пробки" доступна пользователям "Яндекс.Карты".
Есть и еще один вид устройств для получения оперативной дорожной
информации. Это видеодетекторы, установленные на МКАД и некоторых
участках Третьего транспортного кольца еще при его строительстве (часть
из них позволяют передачу видеоизображения, часть - нет). На вид это
небольшие коробочки, которые занимаются подсчетом проехавших мимо них
автомобилей, с учетом их скорости и времени суток. Данные, как и с
камер, передаются в автоматическом режиме, но уже по беспроводным сетям в
центр управления услугой "Яндекс.Пробки". Причем зоны охвата
видеодетектеров обычно "перекрывают" все полосы ТТК или МКАД, включая
обочины, и позволяют считать трафик достаточно оперативно, выделяя
габариты автомобилей даже при плотном движении во время пробок. В
настоящий момент в Москве установлено 116 таких детекторов, число
которых особенно не увеличивается, поскольку все ключевые точки уже
"пристреляны".
Схема работы с данными, которые
поступают от видеорегистраторов.
Другой вариант информирования о пробках или затруднениях в дорожном
движении, один из основных использовавшихся ранее, постепенно сходит на
нет. Речь идет об опросах так называемых корреспондентов, обычно ими
выступали профессиональные водители, которые опрашивались диспетчером
тогда еще "Смилинка" (по рации или телефону) о том, насколько загружены
те магистрали, по которым они едут в данный момент. Для такой оценки
была создана специальная шкала, но все остальное (особенно размер
затруднения или пробки) осуществлялось "на глазок". Есть и фрагментарные
системы получения информации. Например, "Авто-радио"
регулярно собирает информацию о пробках с помощью своего проекта
"Автомонитор", хотя там также используется ПО от "Яндекса".
Обработка данных и использование
Анализ информации, поступающей по различным каналам, происходит по
смешанному принципу. Наименьшую головную боль доставляют треки,
поскольку они приходят в систему и учитываются в автоматическом режиме.
Данные, полученные от видеодатчиков, хоть и обрабатываются отдельной
системой, но тоже заносятся в базу данных в автоматическом режиме. А вот
при анализе данных с видеокамер требуется уже экспертное мнение
сотрудника аналитического центра - идет оценка скорости движения и
разметки на карте. Фактически, получается три основных источника
информации, которые впоследствии объединяются и анализируются с помощью
специального ПО для выдачи целостной "картины мира". Отметим, что для
разрешения спорных моментов существует несколько подробных инструкций, и
слово оператора далеко не всегда "закон".
Автоматизированное рабочее место
эксперта системы "Яндекс.Пробки"
Надпись на входе в рабочее помещение,
где работают супервайзеры и аналитики
Отдел располагается в небольшом
помещении с кучей компьютеров
Забавные лозунги на стенах. Кажется,
под таким подписался бы любой программист
Всего в аналитическом центре "Яндекс.Пробки" работает несколько десятков
человек. Есть и специальные супервайзеры. Например, на столицы в
рабочую смену выделяется два человека (в сутках всего три смены,
поскольку ночью анализировать ситуацию бесполезно), которые
"присматривают" за системой в оперативном режиме. Основная задача таких
операторов - отслеживание возникновения затруднений и пробок, а также их
правильная маркировка на электронных картах городов. Основное
наблюдение осуществляется через видеокамеры, после чего происходит
сравнение с данными треков и видеодетектеров, если они на каком-то
конкретном участке дороги есть. Кстати, они полезны в тоннелях на ТТК,
где сигнал GPRS и GPS не всегда "добивает". Причем среднюю скорость
движения оператор не устанавливает, она берется только с систем
объективного контроля. Какого-то списка камер, которые необходимо
обязательно посмотреть, нет, работа идет с картой города в целом.
Три экрана аналитической системы:
слева данные по GPS-трекерам, справа - с камер наблюдения, в центре -
интегрированное решение.
Наблюдение за камерами организовано с
помощью Milestone XProject Smart Client.
Основная задача сервиса информации о пробках - предоставление актуальных
данных для мобильных пользователей со смартфонами, а также тех, кто
заходит посмотреть со стационарных или мобильных компьютеров. Кроме
этого, существует специальный продукт для радиостанций, где ведущие в
прямом эфире сообщают о самых длинных пробках или о наиболее свободных
магистралях. Впрочем, здесь с "Яндексом" конкурирует City Guide, для них
разработан специальный интерфейс с наиболее "вкусными" подробностями.
Есть и партнерские проекты с производителями автомобильных навигаторов -
"Автоспутник",
Navifon (ПО "Мобильный
Навигатор"). Кроме того, информация о том, как выехать из той или
иной пробки, может быть доступна при звонке на короткий номер 0830.
Формально, вам подскажут, куда свернуть и как ехать, чтобы избежать
заторов, но при стоимости минуты разговора 50 рублей такая помощь может
оказаться просто "золотой". Куда дешевле использовать самый обычный
смартфон с аналогичной системой навигации.
Отображение дорожной ситуации на
навигаторах "Автоспутник" - затруднения или свободные дороги выделены
цветом
Пользоваться что интернет-версией, что мобильной картой "Яндекс.Пробки",
несложно - представлено лишь четыре основных показателя. Закраска улицы
зеленым соответствует сигналу "Свободно", когда пробок нет и скорость
на автомагистралях составляет более 60 км/ч, на крупных дорогах - 40
км/ч, на других улицах - 25-30 км/ч. Желтая стрелка - движение
затруднено или легкая пробка. При этом скорость движения на основных
магистралях - более 20 км/ч, на прочих улицах - от 10-15 км/ч до 20-25
км/ч. Красная стрелка - пробка. Она появляется, если скорость на
автомагистралях составляет менее 25-30 км/ч, на крупных дорогах - менее
10-20 км/ч, а в центре - менее 10-15 км/ч. Ну и закраска коричневым
цветом указывает, что движение наглухо перекрыто и проезд автотранспорта
невозможен. Правда, при интерпретации данных возможны варианты.
Например, скорость движения, при которой участок считается свободным или
загруженным, зависит от типа улицы. Например, пробкой на МКАДе будет
считаться движение со скоростью менее 25-30 км/ч, а в центре города -
10-20 км/ч. Если движение во всем городе сильно затруднено, скажем,
текущая скорость на одном участке дороги 10 км/ч, а на альтернативном
еще ниже, то менее загруженная улица может иметь статус "движение
затруднено", а соседняя получит статус "пробка". При этом ПО построит
маршрут так, чтобы водитель мог объехать самый серьезный затор (правда,
на практике это не всегда получается).
Краткий обзор функциональности
"Яндекс.Карты" со слоем "Пробки".
Интегральный показатель состояния дорог в городе отмечается светофором,
разделенным на три части. Причем выставляется он компьютером на
основании различных данных (метрики скорости проезда через определенный
набор маршрутов) и зависит от множества различных факторов. Учитывается
состояние движения не только в городе и на МКАД, но и на расстоянии в
несколько километров от МКАД (обычно 5-10) на всех радиальных шоссе,
которые формально уже находятся в Московской области.
Реализации хорошей идеи не может
помешать ничего - светофор в офисе "Яндекса" на Парке культуры полностью
дублирует дорожную ситуацию в Москве - его видно всем, проходящим по
коридору. Всего-то нужен сам светофор (был пожертвован руководством),
пара умелых рук с паяльником (нашлись) и драйвер. Жаль, что баллы по
шкале не умеет показывать. Наверное, только пока.
Видимо, речь идет о том, что его не
стоит кормить электричеством :)
Уровень пробок на дорогах измеряется по десятибалльной шкале,
разработанной "Яндексом". В данном случае 1 балл - минимальная
загруженность, пробок почти нет, а 10 баллов - максимальная
загруженность (сильный снег, канун Нового года, очень сильные заторы).
Зелёный цвет светофора соответствует 1-3 баллам, жёлтый - 4-6 баллам,
красный - 7-10 баллам. Разумеется, это "средняя температура по
больнице", и было бы логично давать такую оценку по каждой магистрали "в
центр/из центра". К сожалению, пока такой услуги нет.
"Мобильные" пробки
Если в работе с интернет-версией "Яндекс.Пробки" нет ничего особенного
(достаточно любого компьютера, подключенного к сети Интернет), то с
настройкой ПО для смартфонов приходится немного повозиться. Для
построения маршрута движения в любом случае необходим GPS-приемник. По
LBS определяется только примерное положение пользователя, и он видит
пробки, но не получает советов, как их объехать.
Мобильное приложение "Яндекс.Карты"
может выдавать не только информацию о пробках, но и помогать
ориентироваться в городе с помощью обычной карты или спутниковых
снимков.
Ключевой вопрос - стоимость владения подобным решением. Наиболее
типичная скорость расходования программой интернет-трафика составляет
100-500 Кбайт в час, причем основная доля трафика приходится на "Пробки"
и "Поиск местоположения". Обычно исходящий трафик равен или даже
превышает входящий при активации функции "передавать о пробках", то есть
когда вы постоянно сообщаете серверу о скорости своего передвижения.
Причем стоит иметь в виду, что внутренний счетчик трафика программой
"Яндекс.Карты" ведется не всегда корректно, поэтому имеет смысл
установить какую-либо дополнительную утилиту.
Уменьшить потребление трафика можно с помощью грамотной работы с кэшем.
Более подробно об этом написано вот здесь, а о процессе загрузки карт - здесь. Справка по глобальной системе поиска
находится вот по этому адресу. Кроме того, для уменьшения стоимости
владения ПО для мобильного терминала, стоит подкорректировать свой ТП
для передачи данных или включить специальную тарифную опцию или
модификатор. Также рекомендуется внимательно проверить настройки своего
мобильника - оптимальным по стоимости является соединение типа
GPRS-Internet, а не GPRS-WAP.
Сэкономить мобильный интернет-трафик можно, отключив опцию "зеленые
улицы", что уменьшает поток входящих данных на 50-90%, в зависимости от
времени суток и загруженности дорог. Причем отправка данных о своих
передвижениях - дело сугубо добровольное. Достаточно отредактировать
настройки, и вуаля, эта информация не отправляется, загружается только
дорожная ситуация. Причем логи конкретных пользователей сохраняются не в
каком-то персонализированном виде, а только в обобщенном, без привязки к
номеру телефона.
Поиск маршрута достаточно прост -
определяются начальная и конечная точки, а также некоторые
промежуточные. Причем можно учитывать дорожную ситуацию.
Полезный функционал в мобильной версии сервиса Яндекс.Пробки -
возможность оставить свой комментарий на определенной точке карты с
географической привязкой - авария, дорожные работы, пост ГИБДД с камерой
и т.д. Обычно это помогает пользователям ориентироваться при прокладке
маршрута или вовремя менять полосу движения если, скажем, из-за аварии
произошел затор на крайней левой полосе. Пока этот сервис существует в
экспериментальном режиме. Дорожным службам мнения пользователей о
качестве дорожного полотна не отправляются, хотя пользы там достаточно
много. Разумеется, все подобные отзывы проходят постмодерацию, там стоит
дополнительный модуль, препятствующий мату или спаму, но обычно
водители корректно сообщают о тех или иных событиях. "Живут" такие точки
недолго - обычно несколько часов, а всего за день через систему
проходит несколько тысяч сообщений.
Примеры пользовательских пометок на
карте - ДТП, мобильные посты ГИБДД с камерами, а также дорожные работы
или дефекты дорожного полотна
В будущем, без сомнения, функционал мобильной версии улучшится.
Например, будет адаптирована картинка с видеокамер. Скорее всего, это
произойдет достаточно быстро, поскольку в столице "Большая тройка"
операторов мобильной связи активно строит скоростные сети третьего
поколения.
Правда, стоит иметь в виду, что в роуминге эта система пока будет
работать только на Украине. Разумеется, стоимость интернет-трафика будет
считаться по роуминговым расценкам, поэтому чтобы не разориться, лучше
использовать местную SIM-карту. С помощью таких программ-клиентов, кроме
определения своего текущего местоположения (что умеет делать любой
GPS-клиент), возможно записывать свой маршрут (при наличии
GPS-приемника), а также загружать записанный трек на интернет-сервис
"Яндекс.Карты". Фактически, можно указать друзьям или всем желающим, как
проехать из одной точки города или области в другую наиболее
оптимальным образом.
Сторонние проекты
Разумеется, рынок сервисов, предоставляющих информацию о пробках на
дорогах, далеко не пустует. Еще один проект, который стоит отметить, - "Карты@Mail.Ru". Пробки
здесь можно отслеживать и для Москвы, и для Санкт-Петербурга. Карта
также раскрашена в разные цвета, в зависимости от дорожной ситуации.
Причем пользователи могут самостоятельно выставлять временные "точки
интереса" - дорожные работы, ДТП и т.д., которые сразу указываются на
общей карте.
В целом, подобных проектов много, но большинство из них получает данные
из сервиса "Яндекс.Пробки". Для Москвы это и пробки на "Рамблер-Карты", и
портал "Пробки.Вести.ру",
где можно просчитать наиболее адекватный маршрут, с учетом дорожной
ситуации. Кроме этого, отметим проект MosMap,
хотя над визуализацией информации разработчикам, скорее всего, еще
предстоит потрудиться, а также карты на Moskva.com.
Чтобы определить степень загруженности дорог в Санкт-Петербурге, стоит
обратиться к таким проектам, как "Городовой.спб.ру",
KartaSpb и т.д.
Кроме того, стоит отметить City Guide. Все это, разумеется, бесплатные проекты.
Что касается определения загрузки магистралей в Европе, то здесь все не
так однозначно. Во многих странах региона используется технология TMC
(Traffic Message Center), в которой данные о дорожных затруднениях
собираются централизовано с помощью муниципальных властей и затем в
FM-диапазоне передаются всем участникам движения, оснащенным специальным
оборудованием. Решение стабильное, но для пользователя дорогое - если
нет навигатора с оплаченной подпиской, нет и данных.
Небольшие светофорчики на карте - те
места, по которым у Google Maps есть данные о дорожной ситуации.
Однако существует еще сервис
пробок на Google. Если информация по дорожной ситуации в системе
присутствует, то на карте появляется дополнительная кнопка Traffic,
нажав которую можно получить четкую и цветную картинку со свежей
информацией о степени загрузки основных магистралей города. Причем в
двух режимах - то, что происходит сейчас, а также то, что может быть в
будущем, прогноз выстраивается на основе статистических данных. Россию
эта система, разумеется, пока не охватывает никак.
Дорожная ситуация в Париже. Дороги
практически свободны, все-таки воскресенье.
Дорожные пробки в Европе на сервисе
Google Maps представлены весьма скромно.
Второй вариант более наглядный - визуальный просмотр трасс с ключевых
точек, который можно организовать как с помощью нетбука, установленного в
машине (правда, если есть действительно мобильный и широкополосный
доступ в сеть), так и с экрана мобильного телефона с минимальной
диагональю в 2,5-3 дюйма (иначе ничего не разглядеть). В отличие от США и
стран Европы, где такие варианты можно раздобыть даже в бесплатном
режиме для iPhone, BlackBerry и т.д., с загружаемыми приложениями такого
рода в России просто беда, хотя online-наблюдение для крупных
магистралей все-таки возможно. Но, опять-таки, только в черте города, а
загрузка федеральных трасс в области не поддается никакому прогнозу.
Есть и различия в том, кто реализует такие сервисы. Если в США и Европе
ими занимаются медиакомпании, то в России - операторы связи. Причем если
в первом случае это рекламная бизнес-модель, поэтому так называемые
traffic cams расставлены достаточно густо, то во втором - самый обычный
имиджевый проект, поэтому число подобных внедрений (у провайдеров
"Акадо" в Москве и "Скай Линк" в некоторых регионах) сравнительно
небольшое.
Проект BBC Live Jamcams.
Просмотр информации с дорожной
камеры.
Вообще, видеокамер на Западе крайне много, и лишь незначительная их
часть используется в общедоступном режиме, остальные занимаются
наблюдением в целях безопасности. Одна из самых "просматриваемых" стран -
Великобритания, где есть проект компании BBC под названием Live Jamcams. Они "разбросаны" по всей стране, но
больше всего их размещено ближе к Лондону. Каждая из них работает в
своем режиме - есть online-трансляции, есть "снимки по запросу".
Разворачивать камеры по запросу пользователя практически невозможно -
они жестко закреплены за определенным участком трассы.
Типичная online-камера в Вашингтоне.
В США же, кроме уже упоминавшегося Google Maps, стоит обратить внимание
на портал TrafficLand.
Здесь все камеры рассортированы по штатам и городам, и выдаются с
"привязкой" к Google Maps. Для получения наилучшего качества картинки,
многие из них отображают информацию со скоростью один кадр в две
секунды. Пусть и не в режиме realtime, но понять дорожную ситуацию
вполне возможно.
Кроме того, можно отметить сборники ссылок Traffic cams или World City Traffic On-Line - не сказать, что они
самые полные и выверенные, но примерно две трети информации там
соответствует действительности. Кроме того, порядка тысячи дорожных
камер можно найти на сайте EarchCam по специальному поисковому запросу.
Выводы
Сервисы оперативного информирования о дорожной ситуации пока находятся в
самом начале своего развития. Сейчас это локальные проекты на уровне
отдельных городов или стран. Будущее подобных решений - полная
интеграция в единые системы, которые будут включать в себя
информирование как по радиоканалу, так и с помощью передачи данных через
сеть Интернет. Очень вероятно, что это случится в ближайшее время.
|