Российский интернет-портал госуслуг, запущенный с большой помпой в
конце прошлого года, только-только выходит на стабильное
функционирование - в начале апреля там наконец-то появилась возможность
регистрироваться в личном кабинете, да и информации для физических лиц,
самых обычных граждан, на web-сайте проекта прибавилось. Учитывая тот факт,
что про порталы госструктур мы уже писали, разберемся в том, какую полезную
информацию можно найти на госпортале электронных сервисов, а чего ждать
от этого сборника решений и вовсе не стоит.
Ориентация на портале
На портале госуслуг для тех пользователей, которые не завели себе
доступ в личный кабинет, существует всего три основные стратегии поиска.
Во-первых, "по категориям", когда пользователь получает сразу
перечень возможных действий, "разбитых" по министерствам и агентствам
(это режим "по умолчанию"). Во-вторых, "по ведомствам", где на красивой диаграмме можно
выбрать необходимую государственную структуру и проверить, какие там
доступны госуслуги. И, в-третьих, "по жизненным ситуациям" - здесь существует пока
восемь наиболее частых действий, для которых собраны информационные
массивы.
Центральная страница портала госуслуг.
Кроме того, присутствует специальный раздел "Полезные сервисы", где собраны наиболее интересные,
по мнению разработчиков портала, ссылки на сервисы прямого действия. К
примеру, именно отсюда можно подать электронное обращение в
Правительство Российской Федерации, отправить запрос в Автоматическую
службу проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации,
осуществить проверку выданного разрешения на работу и даже ознакомится с
реестром лицензий на производство лекарственных средств и ветеринарную
фармацевтическую деятельность.
Внешний вид типичного раздела портала
госуслуг.
Результаты работы поисковой системы
В основном, на портале госуслуг представлена текстовая информация - о
видеоподкастах, вебинарах и даже анимированной инфографике лучше сразу
забыть: все будет тихо и скорбно. Ориентироваться в потоке информации
поможет встроенная система поиска, которая работает на уровне самого
обычного "поисковика", по трем основным направлениям - "Услуги",
"Документы" и "Органы власти и организации" (в смысле, их список).
Основа портала - карточка той или иной
государственной услуги.
Основа портала - карточка той или иной государственной услуги,
которая может быть представлена в виде текстового описания (чаще всего)
или интерактивного сервиса с пошаговым заполнением (а вот это -
гораздо реже). В любом случае, достаточно простым языком, и это
несомненное достоинство портала, пользователю рассказывается схема
оказания той или иной услуги. В этом помогают контекстные меню с
"говорящими" названиями - "Получатели услуги", "Необходимые документы",
"Стоимость услуги и порядок оплаты", "Cрок оказания услуги" и ее
результат. Чаще всего в разделе "Необходимые документы" можно найти
бланки различных заявлений и карточек, которые надо заполнить от руки
или на компьютере. Если это web-форма, то обязательно будет
представлена ссылка "Пример заполнения", нажав на которую можно
увидеть, как будет выглядеть тот или иной документ с данными, которые
требуются от пользователя.
На каждой странице госуслуги обычно
дается web-ссылка на сайт ответственного за предоставление органа
государственной власти.
Логика представления web-страницы с госуслугами одинакова - слева на
основном поле представлена структура работы сервиса: по умолчанию
открывается вкладка "Информация об услуге". Справа находится
контекстно-зависимое меню, где можно найти адреса и телефоны
территориальных подразделений государственных органов власти (для этого
вверху портала, в разделе "Ваше местоположение" имеет смысл выбрать свой
регион), пошаговые инструкции, ссылки на необходимые
нормативно-правовые акты, а также обширный раздел "дополнительно", где
спокойно разъясняются все сложные вопросы, требующие индивидуального
рассмотрения. Кроме того, именно в этом разделе будет находиться порядок
обжалования незаконных, на ваш взгляд, действий чиновников: обычно это
самый полезный документ в сложных случаях. Вдобавок, там же можно
скачать административный регламент, если правила оказания услуги это
предполагают, или распечатать памятку с необходимыми документами, где
разъясняется, что надо принести, с какими датами, где взять все эти
документы: все это весьма полезно. Кстати, сверху обычно дается
web-ссылка на сайт ответственного за предоставление органа
государственной власти: там представлено куда как больше информации, чем
на портале госуслуг.
Персональные сервисы
Для использования персонифицированных услуг Портала придется,
конечно, зарегистрироваться в личном кабинете. Алгоритм регистрации
выстроен в лучших традициях забюрократизированной процедуры
подтверждения личности. Нет - лично являться для снятия отпечатков
пальцев не надо. Достаточно заполнить всю информацию о себе, "сдать"
системе для проверки свой номер пенсионного страхования и ИНН (причем,
далеко не всегда система с первого раза "съедает" эти данные, в том
числе и выданные несколько дней назад) и только через две недели
получить код активации для входа на этот web-сервер. Причем - по обычной
Почте России. На бумаге.
Форма регистрации для получения доступа в
личный кабинет.
Вот в таком конверте вам доставят код
активации для доступа в личный кабинет на портал госуслуг.
А вот такое сообщение будет в этом письме
- одна строчка кода и множество советов по безопасности.
Причем, в реальности все эти многоступенчатые процедуры авторизации
оборачиваются большим "пшиком". К примеру, автор хоть и получил такое
послание от "Ростелекома" (эта компания является подрядчиком
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) с
опозданием на два дня против контрольного срока доставки, но сотрудники
Почты России полностью проигнорировали необходимость доставить это
сообщение лично в руки адресату. Просто бросили в почтовый ящик крайне
личное и конфиденциальное послание, которое по своему статусу
отправления требует, чтобы почтальон попросил и обязательно проверил у
получателя документ, подтверждающий личность. Адресат еще и расписаться
за получение такого конверта должен. В теории.
Внешний вид личного кабинета.
Однако вернемся к личному кабинету: навигация здесь простая, и любой
пользователь, хоть чуть-чуть знакомый с личным кабинетом у своего
оператора связи, здесь "не пропадет". Четыре основных раздела: в
"Обращения" и "Заявки" предполагается разместить все запросы
пользователя к органам госвласти, в разделе "Личные данные" занесена
информация о пользователе с реквизитами его основных документов.
Правда, по какой-то странной причине в "Личном кабинете" не
сформирован раздел закладок - когда пользователь мог бы собрать свой
список полезных сервисов с быстрым доступом, вместо того, чтобы "бегать"
по общему перечню далеко не всегда работающих госуслуг. Нет и хранилища
верифицированных документов - к примеру, свидетельств о рождении, о
браке, сканов паспортов: "загнанные" в систему один раз, к примеру, в
уполномоченном органе власти, и подтвержденные цифровой подписью
должностного лица, они принимались бы всеми остальными
"цифровизированными" услугами по умолчанию, без необходимости
демонстрировать бумажную копию документа.
Раздел "Сервисы" личного кабинета.
Все интересное в личном кабинете собрано в разделе "Сервисы". К
началу мая здесь представлено ровно 19 министерств и ведомств. У каждого
от одной до шести "полезных" услуг. Мы пишем в кавычках, поскольку их
можно считать таковыми, только если не вникать в подробности - тогда
кажется, что это очень много. Но многие из этих услуг на самом-то деле
никому не нужны - они присутствуют на госпортале просто так или, в
лучшем случае, интересны, мягко говоря, весьма ограниченному кругу
пользователей.
К примеру, в разделе у Росздравнадзора сплошные заявления... на
получение лицензий - на медицинскую деятельность или на техническую
деятельность по обслуживанию медицинской техники. Неужели разработчики и
правда считают, что это интересно населению? А вот у Росавтодора
единственная автоматизированная услуга - это "Заявление на
предоставление услуги Выдача разрешений на международную автомобильную
перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов". Это даже с
натяжкой нельзя считать "началом наполнения" подобного портала - такие
услуги гражданам нужны так же часто, как полет на Марс.
Раздел Пенсионного фонда в личном
кабинете.
После того, как мы заглянули в разделы всех Министерств и Служб, мы
убедились, что полезными можно признать всего несколько ведомств,
которые вместо имитации бурной деятельности все-таки занялись делом.
Один из них - Пенсионный фонд РФ (в отличие от первой части статьи,
ссылки здесь приводить не получится - для доступа к этим разделам
системы необходимо авторизоваться). Самый успешный, без сомнения,
сервис, реализованный очень хорошо - "расширенное извещение о состоянии
индивидуального лицевого счета". Теперь нет необходимости ждать
ежегодное "письмо счастья", чтобы понять, что происходит с пенсионными
накоплениями - все доступно в режиме online. Правда, с сохранением
предоставленных документов пока легкая проблема - это можно сделать
только в HTML-файле. А для некоторых документов хотелось бы, к примеру,
PDF или формат Excel: но эта возможность отсутствует.
Раздел Федеральной миграционной службы в
личном кабинете.
Федеральная миграционная служба радует возможностью получить и
оформить заявление на получение загранпаспорта гражданина РФ нового
поколения сроком действия 10 лет. Кстати, заявление на получение
паспорта гражданина Российской Федерации, придется заполнять "с нуля".
Часть данных - ФИО и дату рождения - система подставляет, но пол
заявителя, место рождения, а также место регистрации придется заполнить
вручную, хотя все эти данные в базах УФМС присутствуют. Кроме того,
некоторые поля могли бы заполняться автоматически - к примеру, вопрос
"не призваны ли Вы на военную службу или не направлены ли на
альтернативную гражданскую службу?" актуален только для мужчин в
возрасте от 18 до 27 лет, но если возраст явно больше, то система могла
бы его просто закрыть. Не подставляются и данные обычного, российского
паспорта, а также номер предыдущего загранпаспорта - меж тем, они-то
точно есть в базах и УФМС, и МВД РФ. Кстати, данные формы не сохраняются
- если по какой-то причине ее заполнение было прервано, то при
восстановлении связи надо начинать все сначала, с первого шага. А вот
возможность дистанционно отправить в УФМС документы о временной
регистрации иностранного гостя на портале госуслуг отсутствуют. А это
был бы крайне популярный сервис.
Раздел Министерства внутренних дел в
личном кабинете.
В разделе Министерства внутренних дел полноценно работает только
форма обратной связи, где можно оставить свои пожелания по работе
органов внутренних дел. Но это можно сделать и на официальном сайте
МВД. Кроме того, нет ссылок на Правоохранительный портал РФ - казалось бы, куда как
проще автоматизировать, к примеру, заполнение бланков документов для обращений
в правоохранительные органы. Но нет этого.
"Проверка наличия выписанных штрафов" не
работает.
Полезная функция "Проверка наличия выписанных штрафов", которая бы
порадовала любого водителя, только демонстрирует надпись "В настоящее
время ведутся работы на стороне сервиса ГИБДД. Попробуйте повторить
запрос позднее". Но никаких сроков не указывается - такая надпись,
кстати, появляется там уже который месяц подряд. Для разработчиков
портала очень удобно - сервис заявлен, подсчитан как активный, а то, что
не работает - "проблемы сторонней организации". Кстати, аналогичная
картинка и с "Ходатайством о выдаче приглашения на въезд в РФ" в разделе
МИД России (к слову, единственный сервис этого Министерства) - наиболее
типичное его состояние - это когда сервис "по техническим причинам...
недоступен", или хит последнего времени - надпись "Форма подачи
заявления временно отключена". И понимай, как хочешь - работает и
временно отключили, или запускать и не думали.
Бывают и вот такие очаровательные
надписи.
В разделе Федеральной налоговой службы, вроде бы, самой продвинутой в
области IT, размещена всего-то пара услуг - подача налоговой декларации
почему-то только юридическими лицами (при том, что вообще-то, портал
госуслуг - для частных пользователей) и регистрация в качестве ИЧП.
Сервис этот полезный и позволяет сделать все действительно дистанционно:
есть online-форма, которая, вроде бы, интегрирована с АСУ фискального
ведомства. Но, как и в общедоступном разделе, к заполненной заявке надо
будет прикрепить файл с заявлением о государственной регистрации - а его
надо создать с помощью специального ПО. По сути - автоматизирован
только один фрагмент сложной системы.
Министерство здравоохранения и социального развития, вроде бы, может
предложить "частникам" только информацию по оказанию
высокотехнологичной медицинской помощи. К слову, еще месяц назад этот
сервис был в состоянии "клинической смерти", но сейчас функционирует
вполне успешно: во всяком случае, соответствующая web-форма работает.
При весьма странном отношении к делу остальных ведомств, можно
признать вполне успешной работу двух скромных сервисов Минкультуры
России - к примеру, получение библиографической информации из
государственных библиотечных фондов (4 млн. единиц хранения): с его
помощью автор нашел не только многие из своих книг, но и установил,
наконец, местоположение своего автореферата кандидатской диссертации.
Но и они работают далеко не идеально - часто здесь можно видеть надпись
"Услуга временно не доступна в онлайн режиме. Пожалуйста, обратитесь
позднее". Кстати, с такой надписью пользователю приходится пока
сталкиваться чаще всего.
Общедоступная информация
Некоторые сервисы доступны и без предварительной регистрации на
Портале. Разумеется, в рамках этого материала мы будем рассматривать
только услуги для физических лиц. Учитывая тот факт, что формальных и
реально действующих госуслуг на портале несколько десятков, мы
сосредоточимся только на наиболее проработанных и полезных.
Одна из наиболее "болезненных" групп вопросов для любого жителя
страны - все, что связано с регистрацией по месту жительства или
пребывания. Для упрощения работы с обращениями, Федеральная Миграционная
служба представила на портале государственных услуг большинство уже
реализованных IТ-сервисов. Но в большинстве разделов есть только
инструкции и документы, дистанционно организовать процесс, пусть и
зарегистрировавшись на портале, нереально. Посмотрим на то, что все-таки
сделано.
На портале госуслуг можно получить
миграционную карту.
К примеру, в соответствующем разделе УФМС можно найти несколько действительно работающих
инструкций. К примеру, в подразделе, повествующем о регистрации по месту жительства/пребывания, не
только представлены необходимые документы, шаблоны и сроки оказания
услуг, но есть и раздел, разъясняющий порядок обращения по каждой госуслуге.
Еще одна полезная гоуслуга в разделе УФМС - это "Постановка иностранных граждан на учет по месту
пребывания" - порядок действий для принимающей стороны здесь
разъяснили достаточно подробно: можно даже скачать бланк миграционной
карты. Правда, в электронном виде нет таких полезных бумаг, как
"Заявление о регистрации или уведомлении о прибытии" и "Письменное
согласие принимающей стороны" - обычно их надо искать на почте или в
территориальном подразделении УФМС и заполнять в сутолоке очереди. А вот
разместить их на портале по какой-то странной причине не догадались.
Раздел, посвященный выдаче паспортов.
Более проработан раздел, обеспечивающий выдачу и замену паспортов гражданина Российской
Федерации, удостоверяющих личность как внутри страны, так и за
рубежом. Здесь предусмотрены все возможные варианты - и первичное
получение паспорта, и различные варианты замены, включая вариант при изменении пола, а также порядок получения "времянки" для возвращения в РФ
из-за рубежа в случае потери загранпаспорта. Причем указано, что срок
исполнения такой государственной функции не должен превышать двух
рабочих дней со дня приема к рассмотрению всех предусмотренных
Административным регламентом документов, а также фотографий; и весь
процесс для заявителя - бесплатный.
Карточка госуслуги по замене паспорта по
достижению 20 и 45 лет.
Заявление о выдаче (замене) паспорта надо
заполнять от руки - поэтому документ выдается в PDF.
"Пустая" платежка - реквизиты УФМС надо
узнавать самостоятельно.
В целом, организация процесса построена достаточно прилично - есть и
образец, и шаблон самого заявления о выдаче (замене) паспорта. Поворчать
можно лишь на то, что квитанция об оплате государственной пошлины
выдается "пустой" - это просто бланк, никакой автоматической подстановки
реквизитов территориального управления УФМС там нет, их надо узнавать
отдельно.
Раздел подачи деклараций на портале
госуслуг.
Первый шаг для подачи декларации через
интернет.
Еще одна постоянная и воистину неисчерпаемая группа тем - налоги и сборы, особенно та часть этого раздела,
которая касается подачи декларации. На портале госуслуг можно
подавать декларацию в простой письменной форме лично, но быстрее -
организовать это в режиме online. Для этого есть даже специальная форма из двух шагов. Однако она требует
установки специального ПО для заполнения этой бумаги.
Разработчики портала, конечно, обещают, что отправка декларации таким
образом позволит направить электронную форму декларации прямо в
налоговый орган. Но единственным плюсом этой головной боли будет
получение именно на портале уникального номера своей заявки, который
необходимо сообщить при обращении в налоговый орган для приема и
обработки декларации в приоритетном порядке. Кстати, чтобы работать с
этим сервисом, надо еще зарегистрироваться на портале в личном кабинете -
иначе статус заявки не отследить.
Наиболее "боеспособный" раздел
Министерства по налогам и сборам, с помощью которого есть возможность
узнать свою задолженность перед налоговыми органами.
Вообще, интеграция налоговых сервисов на портале госуслуг, к
сожалению, далеко не полная. Вот наиболее "боеспособный" раздел
Министерства по налогам и сборам, с помощью которого есть возможность
узнать свою задолженность перед налоговыми органами, присутствует только
на сайте самого министерства, а с госпортала на него есть только
незаметная ссылка. Причем, только из общедоступной части сайта, а из
личного кабинета, где пользователь уже авторизовался, такой ссылки и
вовсе нет. Аналогичная, кстати, ситуация с "Заполнением
платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в
бюджетную систему Российской Федерации": этот сервис в госпортал
никак не интегрирован.
Раздел с услугами ГИБДД.
Все вопросы государственной регистрации автомототранспортных средств и
прицепов к ним, а также государственного технического осмотра
транспортных средств или прием квалификационных экзаменов и выдача
водительских удостоверений находятся в разделе "Транспорт и дорожное хозяйство". Раздел "Регистрация нового или бывшего в употреблении
автотранспортного средства" по наполнению до сих пор остается
"сырым". Из полезного здесь - только необходимые документы и стоимость
услуг (будем надеяться, ее будут обновлять оперативно), а также
пошаговые инструкции и список необходимых документов.
Бесполезное "Заявление о регистрации
нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства".
Из шаблонов - только "Заявление о регистрации нового или бывшего в
употреблении автотранспортного средства", но самое парадоксальное - оно в
МОТОТРЭР ГИБДД просто не нужно. Кто проходил этот процесс, знает, что
при регистрации "в окошко" сдаются только документы на машину и
удостоверение личности, а все заявления на оплату специально обученные
операторы вбивают в милицейскую базу "руками", формируя заявление на
своих бланках. Таким образом, ценность этого документа, мягко говоря,
невелика - странно, что создатели госпортала об этом не подозревают. А
вот в разделе "Адреса и телефоны" есть только адреса самих
подразделений ГИБДД, без указания, где там находятся площадки
технического осмотра. Нет в этом разделе и бланков квитанций - обычно их
выдают в МОТОТРЭР только после проверки и заполнения всех документов с
тем, чтобы водители оплатили их на месте в "придворном" автомате
экспресс-оплаты с комиссией под 10% от суммы проведенного платежа. Но на
сайте госуслуг об этом - ни полслова.
В разделе "Государственный технический осмотр транспортных средств"
есть возможность подать заявление на прохождение "Государственного технического осмотра через Сеть".
Правда, к системе по Москве подключен только один пункт
автоматизированного осмотра автотранспорта... в Северном
административном округе. Вряд ли там справятся с обслуживанием жителей
всех округов столицы. И это при том, что пунктов ГТО в столице и том же
Санкт-Петербурге, у которых есть хороший web-сайт, действует система
записи по телефону, уже несколько десятков.
Аналогичная ситуация и с получением или заменой водительского удостоверения -
в этом разделе есть только заявление о выдаче водительских
удостоверений в формате Word, но все справки на госпошлины с наиболее
адекватными реквизитами надо по-прежнему получать в подразделениях
ГИБДД. В общем, мягко говоря, фрагментарная автоматизация
государственных услуг.
Чтобы получить кадастровый номер своей
недвижимости, надо перейти на сайт Росреестра.
Сервис действительно работает в режиме
online.
Очень вероятно, что многим владельцам загородной недвижимости будет
интересно посмотреть раздел "Земельно-имущественные отношения", в частности, "Информирование, получение сведений" из единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В
свете "дачной амнистии" и желания твердо "застолбить" свои владения -
это очень перспективный сервис. Причем, на наш взгляд, наиболее
оперативный сервис в данном случае - "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме
online": правда, для доступа к нему надо… пройти на сервер
Росреестра. Пусть он и не на госпортале (с него ведет специальная
ссылка), но сам сервис организован качественно - доступ к базе, правда,
всего по нескольким регионам, осуществляется действительно в режиме
реального времени. Самый простой вариант - это получение кадастрового
номера, зная который, можно работать дальше в офлайновом режиме с
бумажными архивами. Для его получения достаточно только указать адрес
домовладения. А вот для формирования запроса в Государственный кадастр
недвижимости (ГКН) потребуется указать свои паспортные данные. Ответ,
правда, приходит через неделю - но на электронную почту. Опять же, по
какой причине нельзя было организовать этот сервис именно в рамках
портала, остается неизвестным.
Выводы
После пристального изучения портала госуслуг в его версии на начало
мая можно отметить, что автоматизированы только отдельные, пусть и
полезные госуслуги. "Ударного" пакета сервисов, который мог бы
подвигнуть значительную часть пользователей рунета использовать
gosuslugi.ru как действительно работоспособный интерфейс для общения с
органами власти, пока не создано. Разработчики обещают только, что это
вот-вот случится. Основная проблема в данном случае состоит в том, что
большинство сервисов технически и практически находится на площадке
"владеющих" ими министерств и ведомств, а портал госуслуг в данном
случае работает как иллюстрированный каталог и простая база данных с
текстовым наполнением - тоже не самый лучший вариант при современном
развитии IT-сервисов.
Очень возможно, что мощный импульс развитию портала все-таки придадут
заявленные, но пока неработоспособные услуги от ГИБДД и МИД РФ. Пока же
остается только сделать закладки на самые интересные web-сервисы в
надежде, что их когда-то все-таки автоматизируют.