С каждым днём скорость внедрения всевозможных инновационных решений
во всех сферах жизни только увеличивается. За последний год множество
ведущих компаний представили публике самые передовые разработки в
различных областях IT-индустрии. Графические гиганты AMD и NVIDIA также
радовали своими новинками любителей интерактивных развлечений, то и дело
пополняя своё "портфолио” свежими моделями 3D-ускорителей, многие из
которых оставили после себя самые приятные впечатления. Очевидно, что до
конца 2010 года вряд ли кто-то из производителей представит публике
решения следующего поколения (осталось-то всего два дня), так что у нас
есть немного времени, чтобы проанализировать события, произошедшие в
уходящем году на рынке графики для настольных систем, поговорить об
успехах и неудачах, которые сопутствовали тем или иным видеокартам, а
также попробовать представить, что ждёт нас в будущем году.
Можно без тени сомнения утверждать, что в начале года звёзды улыбались AMD.
Ещё в сентябре 2009-го этой компании удалось заложить фундамент будущего успеха и вывести на рынок первый в мире DirectX 11-совместимый ускоритель – Radeon HD 5870,
который достаточно быстро набрал внушительную популярность среди
энтузиастов. Появление HD 5870 ознаменовало рождение целой линейки
DX11-совместимых ускорителей, которые постепенно заняли все рыночные
ниши, начиная с самых дорогих и производительных и заканчивая
экономичными и функциональными видеокартами для работы в составе
домашних медиацентров. Пожалуй, Radeon HD 5870 в какой-то степени стал
эталоном среди одночиповых решений с точки зрения соотношения
потребительских характеристик и, как нам кажется, до сих пор остаётся
отличным выбором за свои деньги. Что же касается NVIDIA, начало 2010
года вряд ли можно назвать удачным для этой компании. Дело в том, что, в
отличие от AMD, инженеры и, надо полагать, руководство NVIDIA при
разработке своих графических процессоров отдают предпочтение созданию
сложных и производительных одночиповых решений, в то время как
специалисты AMD предпочитают компактные и недорогие GPU, ориентированные
на среднего покупателя.
Такой подход сыграл злую шутку с NVIDIA, поскольку из-за ряда
технологических проблем ей так и не удалось наладить массовое
производство чипов GF100 к намеченному сроку. В результате, ускорители GeForce GTX 480
на базе вышеозначенного GPU, появились заметно позже, да и, по правде
говоря, не оправдали надежд не только покупателей, но и самой NVIDIA,
которая сразу после выхода GTX 480 начала работу по исправлению
ситуации. В итоге, по данным на середину этого года, в борьбе за
лидерство в премиум-сегменте перевес оказался на стороне "красных”.
Самым быстрым ускорителем в мире по праву считался двухпроцессорный
монстр Radeon HD 5970, который в большинстве игр оказывался заметно
быстрее всех конкурентов. Следом за ним не очень уверенной походкой шёл
многострадальный GeForce GTX 480, а замыкал тройку лидеров ускоритель
Radeon HD 5870, который с точки зрения производительности лишь немного
проигрывал топовому продукту "зелёных”.
После выхода первых решений на базе Fermi театр боевых действий
постепенно сместился в "середину”. Ни для кого не секрет, что средние по
стоимости ускорители пользуются большой популярностью у покупателей,
следовательно, для производителей этот сегмент рынка является одним из
самых значимых с точки зрения прибыли. Как и в случае с самыми
производительными DX11-решениями, AMD смогла в кратчайшие сроки
представить в среднем ценовом сегменте новейшие ускорители Radeon HD 5770 и Radeon HD 5830,
что позволило компании первой "снять сливки”. В свою очередь NVIDIA и
тут пришлось догонять соперника, причём временной отрыв AMD был весьма
впечатляющим – почти год! На сей раз, появившиеся в июле 2010 года
ускорители GeForce GTX 460 на базе GF104, а чуть позже - и GeForce GTS 450 на базе GF106, смогли весьма успешно противостоять конкурентам в лице Radeon HD 5830 и Radeon HD 5770
как в технологическом плане, так и с точки зрения производительности.
Здесь стоит вспомнить, что до выхода передовых решений на базе Fermi, в
ассортименте NVIDIA, конечно же, присутствовали недорогие решения.
Компания предлагала своим клиентам ускорители предыдущего поколения,
которые порой демонстрировали неплохую производительность в играх.
Другое дело, что они не обладали тем функционалом, который был доступен
покупателям AMD. Впрочем, в отсутствие большого парка DirectX
11-совместимых игр, такая функциональность для многих казалась
избыточной, поэтому некоторые игроки предпочитали дождаться выхода новых
игр, а уж потом выбирать себе новую видеокарту.
Наконец, бюджетный сегмент. Здесь далеко не всегда нужна высокая
производительность в играх, куда важнее получить от ускорителей
стоимостью до 3 тысяч рублей богатые функциональные возможности,
невысокое энергопотребление и низкий уровень шума системы охлаждения.
Как и предполагалось, AMD представила целое семейство бюджетных решений
ещё в начале года, некоторые из них мы рассматривали в наших обзорах.
Как и прочие продукты AMD семейства Evergreen, эти решения обладали
невысоким для своего класса энергопотреблением и поддерживали все
новейшие технологии. К сожалению, и здесь NVIDIA оставалась в роли
догоняющего, по крайней мере, с технологической точки зрения, поскольку
первое время вынуждена была продавать уже устаревшие DirectX 10.1
решения.
Однако совсем недавно свет увидел ускоритель GeForce GT 430,
построенный на базе чипа GF108. При разработке этого решения NVIDIA
делала основную ставку не на 3D-производительность, а на широкие
мультимедийные возможности и на обеспечение низкого уровня
энергопотребления. Как показало наше тестирование,
ускоритель GeForce GT 430 при сопоставимых с Radeon HD 5570
мультимедийных возможностях и примерно равном энергопотреблении
показывает более низкую 3D производительность.
Казалось бы, на этом можно было заканчивать годовое обозрение
ситуации на рынке графических ускорителей и подводить итоги. Но не
тут-то было! Последние два месяца года 2010 по накалу страстей, пожалуй,
бьют рекорды. Красный лагерь подготовил к выходу пару видеокарт на базе GPU Barts,
которые стали прекрасной заменой для уже устаревающих Radeon HD 5830 и
Radeon HD 5850. Кроме того, этот шаг стал достаточно мощным ударом по
позициям конкурента на рынке "средневесов”. В свою очередь компания
NVIDIA наконец-то завершила работу над ошибками, итогами которой стал выход новых фаворитов на базе микроархитектуры Fermi. Ими стали GeForce GTX 580 и GeForce GTX 570,
которые, благодаря переработанному дизайну GPU, продемонстрировали не
только впечатляющие результаты производительности, но и достойные
показатели энергопотребления вкупе с низким уровнем шума стандартной
системы охлаждения. Если рассматривать премиум сегмент, то теперь уже
AMD оказалась в роли догоняющей. Ускоритель Radeon HD 5870 оказался не в
силах соперничать даже с 570-ым GTX, а флагман компании – Radeon HD
5970, продержавшийся на троне около года, судя по нашим тестам, уже не
всегда может соперничать с конкурентом, даже несмотря на наличие двух
GPU. Поклонники AMD активно обсуждали возможный ответ "красных” в виде
Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970. Однако, вопреки этим ожиданиям, AMD не
стала бороться за чемпионский титул, полагаясь на мощь одного GPU. Ни Radeon HD 6950, ни даже Radeon HD 6970 не в состоянии бороться с флагманом NVIDIA даже несмотря на заметные изменения в архитектуре графического чипа Cayman.
Максимум, на что способен старший на сегодня представитель семейства
Radeon HD 6900, так это состязание с GeForce GTX 570, и то далеко не
везде. Получается, что гонку престижа к концу 2010 года компания AMD
всё-таки проиграла, уступив место лидера флагманским ускорителям NVIDIA.
Престиж престижем, однако большинство людей не готовы тратить большие
суммы на графические ускорители, а это значит, что у AMD дела идут
весьма неплохо. Поскольку в бюджетном сегменте у компании есть
достаточное количество сильных представителей, а средний ценовой сегмент
недавно пополнился дерзкими новичками шестой серии (да и самое начало
Hi-End категории надёжно прикрыто силами Radeon HD 5870 и Radeon HD
6970), продукция AMD имеет серьёзные шансы на победу в самых "народных”
нишах, а это, в какой-то степени, важнее королевского титула.
Что же касается ближайшего будущего, то нам кажется, что 2011 год
станет во многом знаковым как для ниши настольной графики, так и для
индустрии высоких технологий в целом. По нашему мнению, на данный момент
и NVIDIA, и AMD готовятся к серьёзному противостоянию в сегменте
высокопроизводительных решений, скорее всего, обе компании представят на
суд общественности свои двухчиповые решения, рассчитанные на
обеспеченных энтузиастов. Кроме того, они продолжат совершенствовать
технологии снижения энергопотребления, поскольку вся индустрия стремится
к тому, чтобы выпускать энергоэффективные решения. На данный момент у
AMD это получается заметно лучше, чем у NVIDIA, однако в будущем году
ситуация вполне может измениться. Также нельзя не отметить стремление
обоих гигантов развивать свои технологии, направленные на улучшение
визуального восприятия развлечений. Так, компания NVIDIA активно
продвигает технологию 3DVision, а с выходом решений на базе Fermi у
компании появился интерес в развитии инфраструктуры NVIDIA Surround. В
свою очередь AMD ещё в конце 2009 года предложила использовать
мультимониторные конфигурации для более полного погружения в 3D-игры, а
теперь продвигает технологию HD3D,
которая позволит пользователям более полно ощутить эффект погружения в
виртуальный мир. Безусловно, в будущем году стоит ожидать, что обе
компании уделят этим технологиям еще больше внимания, ведь рынок 3D
кино, телевидения и игр только-только начинает развиваться, а размер
прибыли, который можно получить, с опаской оценивают даже ведущие
эксперты.
Помимо эффекта присутствия, как нам кажется, оба графических гиганта
постараются реализовать в своих решениях ряд технологий, которые
позволят ещё сильнее размыть грань между живыми съёмками и искусственно
созданными 3D-сценами. Так, AMD ведёт работу по усилению блока
тесселляции, а также по внедрению новых, более эффективных методов
полноэкранного сглаживания. Не отстаёт и NVIDIA, которая активно
продвигает свои технологии аппаратного ускорения физических эффектов в
играх - PhysX, а также предлагает использовать GPU для расчета
трассировки лучей света при построении 3D-изображения. Всё это,
безусловно, положительным образом скажется на качестве восприятия
виртуального мира, разумеется, если производительность позволит
осуществлять визуализацию всех спецэффектов в режиме реального времени.
Словом, Новый 2011 Год обещает быть не менее интересным, чем год
2010. Мы надеемся, что гонка графических вооружений вскоре позволит нам
забыть об угловатых моделях и размазанных текстурах как о страшном сне, и
пусть это произойдёт не сразу, но будущий год станет очередным важным
этапом на пути к фотореализму в компьютерных играх.
Теперь пару слов о производительности. Как всем нам известно,
множество пользователей ПК со всего мира используют тестовые пакеты
серии 3DMark для тестирования своих видеокарт и сравнения их между
собой. За 2010 год мы протестировали немало графических плат, и все они
прошли горнило 3DMark Vantage. На графике ниже представлены данные о
производительности современных ускорителей и их связок в режиме
Performance этого тестового пакета:
Напомним, что результаты, полученные в 3DMark Vantage, могут не
отражать расстановку сил в реальных игровых приложениях, поэтому мы
рекомендуем вам изучить наши материалы, содержащие подробные данные с
результатами производительности в современных игровых приложениях.
Обратите внимание на результаты пары Radeon HD 5970, работающей в
CrossFire. Эти результаты получены на системе, отличной от используемой нами для остальных видеокарт
и их связок. Кроме того, тестирование проходило со старой версией
драйверов, что не лучшим образом сказалось на итоговых значениях в
баллах. |