Мы уже неоднократно рассматривали продукты на базе платформы Intel Atom, которые используют как "штатный" чипсет Intel 945GC, так и NVIDIA ION. В этот раз мы рассмотрим еще одно решение, которое использует связку из процессора Intel Atom и чипсета NVIDIA ION. Но, помимо обусловленных возможностями "железа" характеристик, у платы ASUS AT3IONT-I есть и другие преимущества.
Два 240-контактных слота DDR3 SDRAM DIMM; поддерживается память DDR3-800/1066 максимальный суммарный объем 4 Гб двухканальный доступ к памяти;
Графика
NVIDIA ION, частоты 450/1200 МГц разрешение на аналоговом выходе - до 2048x1536, 75 Гц разрешение на HDMI-выходе - до 1920x1080, 60 Гц поддержка CUDA и PhysX
Возможности расширения
1 слот PCI-E x16 10 портов USB 2.0 (6 - на задней панели, 4 - с помощью планок) звук - Realtek ALC887, 6-канальный
Дисковая подсистема
4 порта SATA 3 Gb/s поддержка AHCI-режима, RAID 0, 1
Разъемы задней панели
1 x D-Sub (VGA) 1 x PS/2 Keyboard 1 x HDMI 1 x S/PDIF Out (оптический) 1 x LAN-порт (RJ45) 6 x USB 2.0/1.1 3 х аудиоразъема (5.1-канальный звук) 1 x BlueTooth 2 x аудиоразъема типа "тюльпан" 1 x разъем антенны Wi-Fi 802.11b/g/n 1 x разъем питания
Внутренние разъемы
2 x USB (4 порта) 1 x COM 1 x CPU Fan (управляемый) 1 x Chassis Fan (управляемый) 1 x Power Fan 1 x High Definition Front Panel Audio
BIOS
8 Mb AMI BIOS
Фирменный технологии ASUS
CrashFree BIOS 3 EZ Flash 2 MyLogo 3 Express Gate Home Theater Gate ASUS Q-FAN Stack Cool3+ AI NET2
Форм-фактор, размеры
mini-ITX, 17.1 x 17.1 см (6.75" x 6.75")
Несмотря на то, что сама материнская плата довольно компактна,
поскольку выполнена в форм-факторе mini-ITX, она поставляется в
приличных размеров коробке. Впрочем, увеличена только ее высота,
поскольку необходимо место для размещения различных аксессуаров, о
которых мы расскажем чуть ниже.
Плата ASUS AT3IONT-I позиционируется производителем как "домашний
развлекательный центр", что отражено и в оформлении коробки. В отличие
от множества других материнских плат ASUS, на упаковке этой модели
указаны не подробные технические характеристики, а возможности платы,
которые получит пользователь - бесшумную работу, поддержку Wi-Fi и
воспроизведение видео в формате Full HD.
Обратная сторона упаковки (вернее, ее нижняя сторона), содержит
только две ключевые характеристики платформы - процессор Intel Atom 330 и
чипсет NVIDIA ION. Здесь же присутствует изображение материнской платы,
но посмотрите в какой "обвязке" - с подключенной Wi-Fi антенной и
ИК-приемником с разъемом USB. Разумеется, рядом нашлось место и для
пульта ДУ.
Комплектация ASUS AT3IONT-I не сказать чтобы очень богата, но все
необходимое присутствует. К плате прилагается внешний блок питания
мощностью 90 Вт (19 В, 4.74 А). Зачем в комплекте идут две заглушки на
заднюю панель, остается только догадываться, а про пульт ДУ и
ИК-приемник с разъемом USB уже говорилось выше, как и про Wi-Fi-антенну.
Поскольку питание подается на плату, остальные устройства будут
питаться от нее. Для этого в комплекте идет кабель-переходник с разъема
Molex на три разъема питания SATA-устройств. Собственно SATA-кабель в
комплекте один, но докупить дополнительные не проблема.
Также в комплекте идет подробное руководство пользователя на
английском языке, и краткое руководство на нескольких языках, включая
русский. На компакт-диске записаны драйверы для материнской платы и
фирменные утилиты ASUS, среди которых есть весьма интересные, но об этом
позже.
Сама плата выглядит очень компактно, поскольку выполнена в
форм-факторе mini-ITX, а большой радиатор, накрывающий одновременно
процессор и чипсет, только усиливает это впечатление. На плате
установлено два слота для модулей памяти DDR3, поддерживается
двухканальный режим обращения к памяти, а ее максимальный объем может
достигать 4 Гб. Также имеется четыре порта SATA 3 Гбит/с, причем
заявлена и поддержка RAID-массивов. Такой малютке это может и не
понадобится, но возможность создать действительно объемную домашнюю
медиатеку, да еще с резервированием, это хорошо. Если по каким-то
причинам вас не устроят возможности интегрированного в чипсет видеоядра,
можно установить полноценную видеокарту, благо разъем PCI-Express 16x
на плате имеется. Однако следует иметь ввиду, что действительно мощные
решения блок питания не потянет, поскольку рассчитан лишь на 90 Вт, да и
дополнительного разъема питания PCI-E для видеокарты не предусмотрено.
Беспроводной модуль Wi-Fi 802.11b/g/n расположился рядом с радиатором, а
антенна выведена на заднюю панель платы. Нашлось место и для COM-порта,
но соответствующей планки в комплекте нет, хотя вряд ли это кого-то
огорчит, когда на плате имеется 10 портов USB 2.0.
Между радиатором и задней панелью скрываются три разъема для
подключения вентиляторов, а также разъемы USB-портов, подключаемых к
передней панели корпуса или выносным планкам.
Задняя панель платы довольно насыщена. Здесь размещены: разъемы
подключения питания и антенны Wi-Fi-адаптера, шесть портов USB 2.0
разъем PS/2 для мышки или клавиатуры, видеовыходы D-Sub и HDMI,
LAN-порт, три стандартных аудиоразъема, обеспечивающих аналоговое
подключение шестиканальной аудиосистемы, два "тюльпана" для подключения к
стерео-аппаратуре, а также цифровой оптический аудиовыход. А за
синенькой пластмасской скрывается Bluetoth модуль.
BIOS
Теперь рассмотрим возможности BIOS материнской платы ASUS AT3IONT-I.
BIOS по современным меркам невелик - его объем всего 8 Мбит, но
возможностей у него достаточно.
На плате установлен двухъядерный процессор Intel Atom 330, поддерживающий технологию HyperThreading.
Особой необходимости в разгоне компактных интегрированных решений
нет, но инженеры ASUS не стали себя ограничивать и добавили такие
возможности в свою систему.
Разгон процессора возможен только с помощью увеличения системной
шины, при этом допускается как синхронный разгон оперативной памяти
(Linked), так и задание частоты ее работы в ручную (Unlinked). Также
можно выбрать готовый профиль увеличения частоты системной шины.
Можно вручную задавать и тайминги памяти. Конечно, их набор не так
широк, как в типичных настольных решениях, но для такой малютки вполне
достаточен.
Встроенное в чипсет видеоядро тоже можно разогнать, причем частоты основных и шейдерных блоков GPU задаются независимо.
Максимальный объем оперативки, выделяемый под видеопамять, может быть равен 512 Мб, а по умолчанию он составляет 256 Мб.
Модуль мониторинга отслеживает температуру процессора и чипсета,
скорость вращения всех трех доступных вентиляторов, а также ключевые
напряжения системы. Скоростью вращения двух вентиляторов можно управлять
с помощью функции Q-Fan.
Настройка периферийных устройств проста до безобразия - их можно просто включить (по умолчанию), или выключить.
Как и у полноразмерных собратьев, у ASUS AT3IONT-I имеется встроенная
утилита для обновления прошивки. Также поддерживается технология
Express Gate, которая позволяет выйти в интернет пообщаться с друзьями и
посмотреть новости еще до загрузки операционной системы.
Но, разумеется, все возможности материнской платы ASUS AT3IONT-I раскрываются при работе с полноценной операционной системой.
Тестирование
Наши постоянные читатели уже знакомы с характеристиками и возможностями
процессора Intel Atom 330, устройства на базе которого мы неоднократно
рассматривали. Тем не менее, приведем основные характеристики
процессора, чипсета NVIDIA ION и встроенного в него графического ядра
еще раз.
Процессор Intel Atom 330 содержит два физических ядра и поддерживает технологию
Intel HyperThreading, то есть в сумме четыре вычислительных потока.
Рабочая частота процессора равна 1,6 ГГц, а частота шины FSB - 133 МГц
(533 МГц QDR).
Удивительно, но утилита CPU-Z решила, что материнская плата ASUS
AT3IONT-I не имеет графического интерфейса, хотя, как мы могли в этом
ранее убедиться, это не так - на плате имеется полноценный слот
PCI-Express 2.0 16x.
Чипсет NVIDIA ION поддерживает оперативную память до режима DDR3-1066
включительно. Как видите, автоматически установилась именно эта
частота, причем тайминги памяти были выставлены согласно информации,
записанной в SPD-модуле:
Что касается встроенного в чипсет графического ядра, то здесь тоже без изменений:
Имеется 16 универсальных шейдерных процессоров и 4 блока ROP, поддерживается 64-битный интерфейс работы
с оперативной памятью, выделяемой на нужды графического ядра. Частотная
формула имеет вид 450/1100/1066 МГц для ядра, шейдеров и памяти,
соответственно. Отметим, что поддержка
технологии NVIDIA Physx не заявлена. Впрочем, большой беды в этом нет,
потому что на этом интегрированном ядре если и получится играть в
современные игры, то только в режимах минимального качества графики.
Температурный режим
Как уже отмечалось, материнская плата ASUS AT3IONT-I использует
полностью пассивное охлаждение, поэтому было очень интересно было
посмотреть, как радиатор справится с температурами компонентов.
Поскольку процессор Intel Atom 330 отличается невысоким
энергопотреблением, основное внимание было приковано к чипсету,
температуру которого мы снимали с помощью утилиты GPU-Z.
Как видите, в режиме рабочего стола частота видеядра сбрасывается до
уровня 200 МГц, однако это не помешало чипсету прогреться до 60°С.
Конечно, отчасти в этом виновата небывалая жара, но и результат вполне
ожидаемый. Теперь давайте посмотрим что будет, если попытаться
"прогреть" видеядро с помощью утилиты MSI Kombuster.
Под нагрузкой частота GPU поднялась до положенных ей 450 МГц, а
температура видеоядра достигла 70°С. Впрочем, при повседневной
эксплуатации видеядро вряд ли будет испытывать такие стрессовые
нагрузки. Отметим, что мы получили эти результаты при тестировании на
открытом стенде, когда не было ни малейшего дуновения в сторону
материнской платы.
Разумно будет предположить, что при помещении материнской платы в
корпус ситуация с температурами компонентов может усугубиться, но это
только в том случае, если корпус не оборудован ни единым кулером. Даже
небольшой обдув радиатора приводит к резкому понижению температуры
чипсета, что показывает эффективность его конструкции. Достаточно было
положить на радиатор тихоходный кулер со скоростью вращения 1300 об/мин,
после чего температуры процессора и чипсета не поднимались выше 40°С.
Дальнейшее тестирование проводилось именно в таком режиме. Кстати,
благодаря дополнительному охлаждению удалось немного разогнать как
процессор, так и графическое ядро. Возможности BIOS в плане разгона
невелики, но они есть - в таблице ниже указаны диапазон и шаг изменения
доступных параметров.
Параметр
Диапазон изменения (шаг)
Частота шины FSB
133 - 500 МГц (1 МГц)
Частота памяти
400 - 1800 МГц DDR (1 МГц)
Частота GPU
450 - 999 МГц (1 МГц)
Частота шейдерного блока
1200 - 2000 МГц (1 МГц)
Напряжение на памяти
1.21 - 2.47 В (0.02 В)
Напряжение на чипсете
1.0 - 1.1 В (0.05 В)
Напряжение CPU Vcore
1.1 - 1.2 В (0.05 В)
Напряжение CPU VTT
1.1 - 1.15 В (0.05 В)
Как видите, диапазон регулировки напряжений очень мал, буквально
одна-две ступени, и не превышает 10%. По этой причине мы выкрутили все
напряжения на максимум, а частоту оперативной памяти вручную установили
как DDR3-1066, благо чипсет NVIDIA ION допускает асинхронный режим
работы.
Поскольку коэффициент умножения процессора Intel Atom 330 фиксирован,
изменить его частоту можно только с помощью частоты системной шины. В
принципе, плата запускалась и при частоте CPU равной 2,4 ГГц, и даже пру
раз смогла загрузить Windows, но стабильности, разумеется, не было. В
итоге, частота CPU, на которой удалось пройти тесты, составила 2,25 ГГц.
Давайте посмотрим, как это сказывается на производительности системы.
Ну а насчет разгона графического ядра и его дополнительных возможностей
мы поговорим чуточку позже.
Производительность
Сначала, по традиции, приведем результаты тестирования в синтетическом пакете Everest Ultimate.
Как известно, процессор Intel Atom представляет собой до предела
урезанное решение, по сравнению с обычными "собратьями". Причем часть
ограничений введена искусственно, чтобы избежать конкуренции с наименее
производительными продуктами собственного модельного ряда компании.
Одним из таких ограничений является низкая частота FSB - всего 133 МГц.
Первый же тест показывает, что ее увеличение очень положительно
сказывается на производительности подсистемы памяти.
Разумеется, заметно уменьшается и латентность подсистемы памяти.
Тест Everest PhotoWorxx также чувствителен к скорости работы с
оперативкой, поэтому и здесь наблюдается почти полуторакратный прирост
результатов.
Далее идет ряд тестов, которые в наибольшей степени зависят от
скорости CPU, поэтому везде наблюдается закономерное увеличение
результатов. Отметим, что мы тестировали с активированной технологией
HyperThreading.
А вот встроенный тест архиватора WinRar довольно слабо реагирует на
увеличение частоты процессора и системной шины - всего 10% прироста
производительности, по сравнению с 40% в предыдущих тестах.
Теперь посмотрим, что дает разгон интегрированного в чипсет NVIDIA
ION графического ядра. Как уже говорилось, штатные частоты составляют
450/1200 МГц для основных блоков и шейдеров, соответственно. Объем
оперативной памяти, резервируемый для нужд графики, по умолчанию равен
256 Мб. Нам удалось разогнать встроенное видеоядро до частот 700/1400
МГц, что довольно неплохо. Также мы вручную увеличили количество
"видеопамяти" - до 512 Мб.
Отметим, что при разгоне графического ядра процессор работал на
штатной частоте 1,6 ГГц, хотя, из-за его слабости, это может стать
фактором, ограничивающим производительность графической подсистемы.
Впрочем, это легко будет увидеть - в таком случае разгон видеоядра не
изменит результатов тестов.
Тем не менее, прирост производительности очевиден - около 25%.
Конечно, игра Crysis является чрезмерно тяжелым приложением для такой
системы и даже на самых "легких" настройках качества графики комфортный
FPS недостижим. Одако в защиту платформы NVIDIA ION в целом и
материнской платы ASUS AT3IONT-I в частности, скажем, что игры "попроще"
шли, в общем, нормально. Например, в Counter Strike Condition Zero при
игре на интернет-сервере с 20-ю другими игроками не наблюдалось
каких-либо лагов, фризов и тому подобных неприятностей, способных
повлиять на рост ваших фрагов.
Мы намеренно взяли эти крайние случаи - Crysis и первый Counter
Strike, и не стали тестировать в других играх. Уровень
производительности встроенного видеоядра и без того вполне понятен, а
разгон не приносит каких-то особых откровений. Основное предназначение
платформы ASUS AT3IONT-I - не игры, а домашний медиацентр. И здесь
возможность аппаратного декодирования видео, включая Full HD, будет как
нельзя кстати.
На диаграмме ниже приведен процент загрузки процессора при
воспроизведении видеофильмов, записанных в различных форматах и с
помощью разных видеокодеков. Тестирование проводилось с помощью
последней версии пакета кодеков K-Lite и проигрывателя Media Player
Classic, идущего в комплекте. Для сравнения приведены результаты как с
использованием аппаратного декодирования, так и без него.
Как видите, при воспроизведении фильмов, записанных в формате DVD и
XviD, особой разницы нет. Однако уже при воспроизведении ролика, сжатого
с помощью кодека x264, наблюдается значительное снижение процента
загрузки процессора при включении аппаратного декодирования видео с
помощью встроенного видеоядра. С воспроизведением Full HD-рипов
процессор Intel Atom просто не справился, поскольку даже при 100%-й
загрузке частота кадров была примерно вдвое меньше нормальной. При этом
включение аппаратного декодирования резко снизило загрузку CPU, а видео
воспроизводилось совершенно гладко, без пропусков и дрожания кадров.
Отметим, что в этом тесте технология HyperThreading была отключена,
чтобы избежать искажения результатов, поскольку при декодировании
"тяжелого" видеоконтента силами CPU от дополнительных виртуальных
вычислительных потоков пользы совершенно не было, и процент загрузки был
завышен. В то же время, при декодировании "легкого" видеоконтента
результаты оказывались заниженными.
Но это еще не все. Пока мы тестировали, Adobe Flash Player успел
обновиться до версии 10.1, и теперь при воспроизведении
flash-видеороликов поддерживается аппаратное ускорение воспроизведения с
помощью GPU. В случае рассматриваемой платформы это может оказаться
весьма актуальным. Давайте проверим.
В качестве образца мы
использовали ролик "Asteroid Impact (HD)". На момент тестирования его
можно было посмотреть в следующих форматах - 360p, 720p и 1080p. При
воспроизведении в этих трех режимах качества мы и измеряли процент
загрузки центрального процессора. Отметим, что замеры проводились как
при активации технологии Hyper Threading, так и без нее. Аналогично и для аппаратного декодирования с помощью GPU.
Как видно из диаграммы, собственными силами процессор Intel Atom 330
успешно справляется с воспроизведением видеороликов до формата 720р
включительно. С роликами в формате 1080р загрузка CPU достигает 100%,
однако изображение дергается и подтормаживает, не спасают ни два
физических ядра, ни два дополнительных вычислительных потока,
обусловленные наличием HyperThreading. Помощь приходит в виде
аппаратного декодирования видеопотока с помощью GPU, интегрированного в
чипсет - в этом случае загрузка центрального процессора составляет
максимум 20%, а значит у него остается достаточно ресурсов для более
быстрого отклика на действия пользователя.
Выводы
Сама по себе материнская плата ASUS AT3IONT-I очень похожа на другие
подобные решения, основанные на платформе Intel Atom + NVIDIA ION. Но
если рассматривать комплект в целом, то инженерам ASUS удалось сделать
действительно удобный и законченный продукт, при этом оставив
потенциальному покупателю возможность создать собственную уникальную
конфигурацию, отвечающую его требованиям. Фактически, к ASUS AT3IONT-I
остается только добавить оперативную память и жесткий диск нужного
объема, а также подобрать корпус, который впишется именно в вашу
домашнюю обстановку. Набор драйверов позволит без труда настроить
систему, а идущие в комплекте фирменные утилиты позволят создать
медиацентр, способный воспроизводить видео любого формата в самом
высоком качестве. Берите в руки пульт ДУ, прилагаемый в комплекте, и
поудобнее устраивайтесь на диване, бегать к компьютеру, чтобы нажать на
паузу, например, больше нет никакой необходимости.
Согласно Яндекс.Маркет, цена материнской платы ASUS AT3IONT-I
находится в диапазоне от 4300 до 5300 рублей. Много это или мало, решать
вам. В принципе, за эту же цену можно купить недорогую материнскую
плату с интегрированной в чипсет графикой и какой-нибудь младший
процессор в линейке. По производительности такая связка наверняка
обойдет Intel Atom, но получится ли в итоге такое же компактное и
бесшумное решение - еще вопрос. Для версии Deluxe, включающей пульт ДУ,
нашлось лишь одно предложение по цене около 7000 рублей, что уже
довольно дорого.